Колористические буфы

/ Просмотров: 83444

4.3. Формообразование кроеной одежды

71

драпировках, при этом принимая определенную пространствен­ ную форму.

Ограничения применения данного способа обусловлены свойствами материалов и декоративностью поверхности.

Формообразование за счет деформации нитей,т.е. некоторого их распрямления или увеличения изгиба.

Ограничение вызвано свойствами материалов. Для сохране­ ния формы необходимо на участке деформации проложить кромки, прокладки, закрепляющие строчки.

Формообразование с использованием пластических свойств во­ локон (физико-химический)основано на термопластических свой­ ствах волокон, т.е. изменении размеров волокон под воздействи­ ем тепла, влаги и давления на молекулярную структуру волокон.

Технологические средства формообразования:

•проектирование деформаций по срезам деталей (посадка, растяжение) и закрепление их с помощью ВТО (сутюживание, оттягивание);

•ВТО наиболее часто используют при работе над формой верхней одежды из шерстяных тканей, когда хотят избежать применения видимых членений (вытачки). Например, для создания выпуклости деталей спинки в области лопаток ткань сутюживают по плечевому срезу и со стороны прой­ мы. Возможен другой вариант: оттягивают ткань по сгибу на участке лопаток;

•изменение угла между нитями основы и утка (раскрой ткани с учетом направления нитей в деталях и действующих сил);

•использование каркасных элементов (плечевые накладки, формоустойчивые прокладки, кромки и т.д.).

Ограничение в использовании данного метода обусловлено тер­ мопластическими свойствами волокна. Достоинством метода явля­ ется возможность формирования многослойных пакетов. Учиты­ вая, что с течением времени может произойти релаксация матери­ алов, целесообразно применять данный метод для формирования участков изделия, соответствующих опорным поверхностям.

В формообразовании современной одежды доминирует ком­ бинированный способ, который представляет собой сочетание всех трех рассмотренных способов. В этом случае удается до­ биться высокой точности воспроизведения формы и устойчиво­ сти ее в эксплуатации.

72

Глава 4. Характеристика и анализ конструкций современной одежды

Комбинированный метод формообразования основан на одно­

временном использовании нескольких методов.

При выборе способа формообразования предпочтение следует отдавать наиболее технологичным (т. е. приспособленным к про­ мышленным методам обработки изделия), экономичным и отве­ чающим требованиям моды.

4.4. Покрои одежды

Число и конфигурация линий членения кроеной одежды не­ постоянны. Даже в пределах одной и той же формы возможны различные конструктивные решения. Они могут меняться под влиянием моды, структуры и поверхности формы, особенностей телосложения человека и свойств материалов. Это обусловливает все существующее многообразие моделей одежды. Многолетней практикой и опытом выработаны наиболее удачные сочетания характера членения формы и средств формообразования отдель­ ных видов одежды, что нашло отражение в ее покроях.

Покрой одежды — специфический термин, обозначающий общую характеристику определенного вида членения поверхно­ сти формы на составные части.

Иногда под покроем понимают исторически сложившийся характер членения поверхности формы на детали определенного размера и конфигурации.

По способам расчленения поверхности формы на составные час­

ти различают изделия цельнокроеные полностью или частично. В первом случае, например, лиф, юбка и рукава платья выкрое-

Рис. 4.6. Схема конструкции изделия с втачным рукавом

4.4. Покрои одежды

73

Рис. 4.7. Схема конструкции изделия с рукавом покроя реглан

ны все вместе. Частичное (комбинированное) членение наблю­ дается, когда одна или две части поверхности формы (рукав и лиф, воротник и лиф) выкроены вместе.

По характеру членений на участке сопряжения верхних конечно­ стей и туловища различают покрой изделия с втачными рукавами, реглан, цельнокроеные и комбинированные (рис. 4.6—4.8).

Рис. 4.8. Схема конструкции изделия с цельновыкроенными рукавами

74

Глава 4. Характеристика и анализ конструкций современной одежды

Рис. 4.9. Основные геометрические аналоги по конфигурации деталей одежды

По характеру членения боковой поверхности формы в целом или отдельных ее частей, определяющего конфигурацию основ­ ных формообразующих деталей, тождественную с одной из гео­ метрических фигур (прямоугольника, круга и конуса или клина) (рис. 4.9). Различают покрои прямокроеные (в основе прямо­ угольник), клиньевые и из круга или его частей.

По характеру членения боковой поверхности изделия (становой части, юбки, брюк и т.п.) вертикальными линиями различают одно-, двух-, восьмишовные типовые покрои (рис. 4.10—4.11).

По характеру членения в области основания шеи различают по­ крои изделий с втачными, цельнокроеными и комбинированны­ ми покроями воротников.

гТПГ) ал

Рис. 4.10. Варианты конструкций плечевой одежды в зависимости от числа продольных членений:

а) бесшовная, б) одношовная,в) двухшовная,г) трехшовная,д) пятишовная,е) шестишовная

4.4. Покрои одежды

75

Все многообразие конструкций современной одежды может быть также сведено к конструкциям базовым, типовым и ориги­ нальным (модельным).

Базовая конструкция или базовая конструктивная основа изде­ лия (БК) — это первоначальная, каркасная («посадочная») конст­ рукция, форма и размеры которой определяются измерениями фи­ гуры и прибавками на свободное облегание, обеспечивающими жизнедеятельность человека и его комфортное состояние. В ней достигнута первоначальная взаимосвязь между оптимальными конструктивными элементами (например, спинкой, полочкой, ру­ кавом),чем обеспечена правильная посадка изделия на фигуре).

Базовые конструкции служат основой для типовых конструкций группы изделий определенного вида и назначения и разработки модельных (оригинальных) конструкций единичного изделия.

Сложившиеся на определенный период времени развертки деталей принято называть типовыми. Типовая конструкция — конструкция, которая содержит характерные для данного перио­ да времени обобщенные черты изделия определенного вида и назначения. Специально она не создается, а проявляется в ре­ зультате практики. Например, конструкция мужского пиджака,

формообразование которого в большинстве случаев решается с

помощью подкройного бочка.

Нередко понятием «типовая конструкция» пользуются для ха­ рактеристики исторически сложившегося способа конструктив­ ного построения некоторых видов одежды, отличающихся свое­ образной формой. Например: покрой «принцесс», «тайер» (клас­ сический приталенный жакет с втачным рукавом), «сак» (платье

Рис. 4.11. Варианты конструкций поясной одежды в зависимости от числа продольных членений:

а) бесшовная,б) одношовная,в) двухшовная,г) четырехшовная,д) шести шовная

76

Глава 4. Характеристика и анализ конструкций современной одежды

или пальто мешковидной прямой формы с рубашечным рукавом), «кимоно» (изделия свободных форм с цельнокроеным широким рукавом без ластовицы), «манто» (нарядное, элегантное пальто свободной формы без застежки с запахивающимися полами).

Оригинальная (модельная) конструкция — оригинальное кон­ структивное устройство отдельной модели.

Для построения чертежей таких деталей разрабатываются способы конструирования.

4.5. К вопросу разработки тектоничных конструкций кроеной одежды

Качество кроеной одежды во многом обусловлено тектоничностью ее решения, т.е. логичностью взаимосвязи между фор­ мой конструкций и материалом.

История костюма имеет в своем арсенале различные тектони­ ческие системы. Известны системы, когда мягким, тягучим ма­ териалам пытались придать несвойственные им формы с помо­ щью каркасных устройств, а жестким — пластичность с помо­ щью членений.

Нахождение правильного соотношения между указанными элементами представляет собой довольно сложный процесс, тре­ бующий знаний как в области конструирования одежды, так и свойств материалов.

В формах пластичных, плавных (текучих) должны быть ис­ ключены ломаные конструктивные линии, которые уместны в формах геометрически четких. Для создания форм одежды, под­ черкивающих рельефность поверхности тела в области груди и лопаток, прибегают к особым конструктивным приемам. Напри­ мер, формообразующие линии проходят через центры груди или лопаток. В свою очередь, некоторое смещение рельефных конст­ руктивных линий от центра груди или лопаток на полочке и спинке ведет к зрительному уплощению этих деталей и способ­ ствует получению уплощенных и малорельефных форм.

Для создания четких геометрических форм лучше всего по­ дойдут сухие, жесткие, но обладающие упругой пластичностью материалы.

Малые плотно облегающие формы требуют материалов, ус­ тойчивых к деформациям, малосминаемых. Для создания формы с рельефной пластикой поверхности в виде фалд необходимо ис-

4.5. К вопросу разработки тектоничных конструкций кроеной одежды

77

пользовать ткани не только мягкие, но и пластичные, обладаю­ щие хорошей драпируемостью.

Из вышеизложенного очевидно, что тектоничности конструк­ ции можно достичь, только оставаясь верным природе материа­ ла (ткань, трикотаж, кожа и т.д.), его волокнистому составу, фи­ зическим (цвет, блеск, проницаемость и т.п.), механическим (жесткость, растяжимость, прочность и т.п.), химическим и гео­ метрическим свойствам.

Для каждого из видов материалов известны свои, проверен­ ные временем конструктивно-композиционныерешения.

Визделиях из нетермопластичных материалов (лен, хло­ пок, смесовые материалы) главным является формообразование

спомощью вытачек.

Вджинсовой ткани главное — прочность, и тектоника модели должна служить этой идее: заклепки, двойная и тройная отде­ лочные строчки, чаще всего контрастные. Все средства направ­ лены на то, чтобы обратить внимание на это свойство ткани. «Деним» непластичен, однако обладает хорошими гигиениче­ скими показателями, приятен в прикосновении к телу. Отсюда точный крой брюк, множество членений, обеспечивающих плот­ ное облегание.

Натуральные шелка — тонкие, хорошо драпирующиеся тка­ ни, но сложные в обработке и эксплуатации. Нежелательно ис­ пользовать ткани при изготовлении моделей, содержащих боль­ шое число швов, мелких деталей, подрезов и т.п. Способность крепдешина ниспадать упругими, льющимися складками, пла­ стичность в движении, особый мягкий жемчужный отлив на сги­ бах проявляются в моделях платьев с объемным лифом, раскле­ шенной юбкой, широким рукавом. Креп-шифонболее легкая ткань, чем крепдешин. Прозрачность — самое ценное качество, которое выделяет его среди других тканей. Образ формы должен соответствовать образу ткани: нежность, воздушность.

Шерстяные ткани формоустойчивы, теплозащитны, гигро­ скопичны и термопластичны (шерстяные ткани хорошо сутюживаются и оттягиваются). Ценность современных шерстяных тка­ ней измеряется не их толщиной, а легкостью и способностью при малом весе задерживать как можно больше воздуха. В кон­ структивно-композиционныхрешениях моделей эти достоинст­ ва должны найти отражение.

Термопластичные свойства материалов позволяют получать необходимые формы без лишних швов и вытачек. В пальто из

78

Глава 4. Характеристика и анализ конструкций современной одежды

драпа необходимо избегать жестких, запрессованных форм. Формы пальто свободные, и детали чаще со скругленными кон­ турами. Меньше конструктивных линий членений, композици­ онно утяжеляющих изделие. Разнообразные модельные сложно­ сти — двойные строчки, отрезные детали лучше использовать в изделиях из сукна. Кашемир, легкий креп используются почти как шелковые ткани — те же свобода и динамичность.

Для ткани с лавсаном больше подходят прямые формы с ми­ нимумом швов. Такая ткань формоустойчивая, несминаемая, оказалась незаменимой для поясных изделий — юбок, брюк, особенно юбок в складку и гофрированных.

«Немнущиеся» синтетические ткани диктуют использование в модели различных форм буфов, сборок, которые хорошо сохра­ няются в процессе эксплуатации, в том числе после стирки. Слабая сторона «плащевки» — непластичность компенсируется кроем по косой.

Бархат и ткани глубоких насыщенных тонов очень выигрыва­ ют в изделиях мягкой формы с драпирующимися складками, фалдами.

При решении задач тектоничности конструкции важное зна­ чение имеет характер поверхности материала (фактура). Усиле­ ние фактурной поверхности увеличивает объемность, плотность, тяжесть одежды. Гладкая поверхность, наоборот, придает одежде легкость, зрительно уменьшает объем. Контраст фактур (исполь­ зование рельефных поверхностей в сочетании с гладкими) может иллюзорно изменить значимость и размер отдельных частей формы, более активно выявить конструктивные решения, обост­ рить звучание композиционных приемов — усилить основной ритм и масштабные характеристики. Недостаточное внимание к свойствам фактур может привести к неудачному сочетанию в од­ ном изделии различных материалов, дробности композиции и дисгармонии формы. Поэтому особое внимание следует уделять вопросам: «Что с чем можно сочетать» и «Сколько чего соче­ тать», т.е. в каких отношениях, пропорциях целесообразно взять материалы различных фактур, чтобы достичь целостных, выра­ зительных композиций и формы. Сочетание различных по фак­ туре материалов в одной вещи преследует различные цели: во­ площение определенного художественного замысла, разнообра­ зие проектных решений, совершенствование технологической обработки, повышение эксплуатационных качеств изделия, эко­ номия дорогостоящих материалов.

Практическое задание к главе 4

79

Фактурные решения в костюме подчиняются общим законо­ мерностям формообразования. Формы простые, монолитные, удлиненные чаще имеют сложные фактурные решения поверх­ ности: ярко выраженную структуру, разнообразие эффектов и их контраст.

При работе с фактурными материалами следует помнить, что каждая фактура материала уже несет в себе признаки определен­ ного образа.

Блестящие ткани с эффектами мерцания дают ощущение не­ которой таинственности формы, неуловимости контуров. Про­ зрачные ткани светлых тонов способны как бы растворить фор­ му в пространстве, сблизить ее с фоном или сделать совершенно невидимой. Бархатные же поверхности делают форму конкрет­ ной, ощущаемой и очень активной.

Каждый модный сезон приносит свои фактурные и декора­ тивные предпочтения.

Непрерывный поиск новых материалов, фактур и рисунков яв­ ляется одним из путей обновления, обогащения моделей одежды.

Практическое задание к главе 4

Тема: Характеристика конструктивных признаков модели кроеной одежды

Цель работы: изучение конструкции модели, определяющей способы и средства ее формообразования.

Объект изучения: женская одежда.

Материалы и инструменты: эскизы моделей, выполненные в практическом задании к главе 3, альбомы конструкций паке­ тов, узлов и соединений, чертежные принадлежности.

Литература: (1)-(5); (8); (12); (17);(21)—(25).

Задание 1. В тетради представить технические эскизы трех моделей типовых форм (женское легкое платье с втачным рука­ вом, женское пальто покроя реглан и женское пальто с цельно­ кроеными рукавами) из практического задания к главе 3.

Задание 2. Характеристика конструкции модели

1.Установить покрой каждой из моделей по следующим при­ знакам:

—конфигурация основных формообразующих деталей;

80

Глава 4. Характеристика и анализ конструкций современной одежды

—характер членений в области основания шеи;

—характер членений на участке сопряжения рук и туловища;

—характер членений боковой поверхности (стана, рукава и т. д.) одежды горизонтальными и вертикальными линиями.

2.Установить способ формообразования каждой из деталей:

—в области плечевого пояса;

—в области тазобедренного пояса.

Задание 3. Характеристика и анализ обеспечения тектоничности конструкции модели

Определить, какими свойствами должны обладать материалы, рекомендуемые для каждой из моделей (жесткость, драпируемость, термопластичность, плотность, осыпаемость, раздвигаемость нитей и др.) для обеспечения тектоничности конструкции в готовом изделии.

^Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные способы получения объемной формы одежды.

2.Какие конструкции относятся к некроеным?

3.Какие конструкции и почему относятся к кроеным?

4.Перечислите основные структурные характеристики кроеной одежды.

5.Какие линии членения относятся к конструктивным, а какие к конструктивно-декоративными почему?

6.Назовите основные способы формообразования кроеной одежды.

7.Назовите достоинства конструктивного (механического) спосо­ ба формообразования.

8.В каких случаях можно применять физико-механическийспо­ соб формообразования?

9.Назовите достоинства, недостатки и область применения тер­ мопластического формообразования.

10.Что понимают под покроем одежды?

11. Назовите основные признаки деления одежды на покрои.

12.Назовите основные покрои по рукаву.

13.Назовите основные покрои по воротнику.

14.Что следует понимать под тектоничностью конструкции?

15.Какие свойства материалов необходимо учитывать при разра­ ботке конструкций одежды?


Источник: https://studfiles.net/preview/6177829/page:8/


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Похожие новости


Скатерти крючком со схемами прямоугольные
Скрап лавка оренбург
Какое украшение подойдет к зеленому платью
Вязание крючком филейное вязание видео
Шоколадница вышивка крестом
Платья реглан вязать


Колористические буфы
Колористические буфы


Вышивка для одежды - Все сама Вязание спицами и крючком
ШТОРЫ (дизайн и пошив) Записи в рубрике ШТОРЫ (дизайн и)



ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ